В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка «Иван Лубенников. Живопись. К 70-летию со дня рождения художника». На выставке будут представлены более 60 живописных произведений 1980-х – 2020-х из частных коллекций и мастерской художника. Экспозиция отражает широкий спектр тем, которыми увлечен автор. Это первая персональная выставка художника в Русском музее.
На протяжении всего своего творческого пути Лубенников смело и осознанно работает с опытом предшественников. Иногда это откровенный римейк, определяемый новыми смыслами, задаваемыми временем. Прямые обращения к классикам через названия при абсолютно оригинальном содержании («Свежий кавалер», 2020) дополняются диалогом с «шестидесятниками» — например, «Влюбленные» (2012), перекликающиеся с одноименным произведением крупнейшего шестидесятника Гелия Коржева, сохраняют ряд признаков прототипа, включая брутальную мужественность героя, однако перемещаются на благоустроенный комфортный пляж.
Красавицы Лубенникова очень живые и естественные, потому и привлекательны
Очевидная и отмечаемая всеми ирония никогда не переходит у художника в насмешку, будь то галерея женских образов, жанровых сцен или портретов. Хотя у Лубенникова о портретах в общеупотребительной терминологии говорить сложно. Предельно конкретные образы (черты лица, комплекция, временные отметины типа синяка под глазом) в то же время абсолютно вписываются в некий социально-психологический тип (по чертам лица, по комплекции, по следам бурной жизни). Это, конечно, не портрет в привычном смысле этого слова («Поэт», 2009; «Человек с Беломором», 2016; «Лицо свободы», 2018).
Каждый образ, каждый персонаж художника интересен в своей сложности. Следует отметить текст как часть изобразительной композиции, что у Лубенникова всегда не только сюжетно, но и стилистически оправдано («Огонь, вода и медные трубы», 2009; «Птица в доме», 2011)
К теме обнаженной натуры Лубенников обращается спокойно и откровенно, но и в этом случае – как и в случае иронии без издевательства – художник остаётся верен принципу глубокой этичности искусства. Красавицы Лубенникова (иногда «красавицы» в кавычках, с точки зрения утверждённых в обществе стандартов) очень живые и естественные, потому и привлекательны («День», 2009; «Четверть луны», 2011).
«Всё во всём» – принцип пантеизма, близкий творчеству Лубенникова
Натюрморты Лубенникова порой диалогичны голландским XVII века, в которых материальность доведена до осязаемости. А ряд натюрмортов 2017-го и других лет приурочен к известному юбилею и представляет прототипы советской эмблематики – серп и молот – в заведомо сниженной бытовой обстановке («Пауза», 2017).
«Всё во всём» – принцип пантеизма, близкий творчеству Лубенникова. Потому на его картинах много русалок и других природных духов, воплощённых вегетативных сил, витальных персонажей. Однако русалки, судьбой направляемые естественно к рыбакам, античные богини, библейские персонажи и другие обитательницы пространств мифа и фольклора всегда остаются в живописи Лубенникова нашими современницами («Удача», 2013; «Сусанна и старцы», 2020).
Анахронизм в данном случае – не прием, дающий дополнительный социально-политический смысл (зачастую совершенно чуждый) архетипическому образу, но способ создать среду близкого проживания, доверительного общения с персонажем: своим, говорящим на нашем языке («Нимфа, завязывающая сандалии № 2» (2018). Так в «Диане» (2008) героини, хотя и предстаёт на фоне почти ренессансного пейзажа, более напоминает увлечённую страйкбольщицу.
О Иване Леонидовиче Лубенникове
- Иван Леонидович Лубенников родился в 1951 году в Минске.
- Профессор кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В. И. Сурикова, народный художник Российской Федерации (2006), действительный член Российской академии художеств (2012).
- Награжден орденом Дружбы (2011).
- Награжден «Премией правительства РФ в области культуры за 2011 год» за оформление станций московского метро «Маяковская», «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар» (2012).
- Произведения Ивана Лубенникова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, многих российских и зарубежных музеях и частных коллекциях.
Выставка проходит при поддержке Автономной некоммерческой организации по развитию искусства и культуры «Свободные художники» (АНО «СХ») и Логистической группы «Адмирал»
На главном изображении: Иван Лубенников. Диана. 2008. Х.,м. 160 х 200. из мастерской художника.
Русский музей
Мраморный дворец
Санкт-Петербург, Миллионная ул., 5/1
rusmuseum.ru
Свежие комментарии