Первая глава культового романа американского писателя Фрэнка Герберта была опубликована в 1963 году. «Дюна» принесла автору мировую славу и стала одним из самых известных научно-фантастических романов XX века, во многом предопределившим дальнейшее развитие научно-фантастической литературы и кинематографа. В преддверии выхода новой экранизации «Дюны» Дени Вильнёва представляем книгу, которая поможет читателям разобраться в философском разнообразии романа и увидеть сокрытые в нем смыслы.
Действие романа разворачивается в галактике, находящейся под властью межзвездной империи. Фрэнк Герберт воссоздает теократическое государство с примесью восточной экзотики, в котором феодальные семейства борются за обладание Пряностью – веществом, необходимым для космических полетов. Семья молодого аристократа Пола Атрейдеса получает в управление планету Арракис, на которой добывают Пряность, однако после военного переворота Полу приходится скрываться среди фрименов – жителей пустынь…
Книга Джеффри Николаса «Дюна и Философия» покажет читателям, какие философские и социально-политические концепции скрываются за футуристическими декорациями романа. Природа человеческой души, понятие счастья, взаимодействие религии, политики и власти, учение о селекции – в основу бессмертного произведения Фрэнка Герберта легли идеи Аристотеля, Платона, Ницше, Уолдофа Эмерсона, Карла фон Клаузевица и многих других.
Особое внимание Фрэнк Герберт уделял проблемам экологии:
«Это должен быть экологический роман», – писал он в кратком предисловии к «Генезису Дюны». Так, образ Пряности – очевидная аллюзия на нефть, а необходимость перерабатывать жидкость человеческого организма в питьевую воду с помощью специальных костюмов указывает на кризис пресной воды. Не менее важную роль в романе играют вопросы искусственного интеллекта, роботизации и замещения человеческого труда».
«Проблема в том, что мы, люди XXI века, остаемся животными, захваченными своими собственными желаниями, измученными нашим ограниченным сознанием, неспособными откладывать достижение чего-либо, когда мы этого желаем.
Проблемы экологии вдохновили Герберта на написание «Дюны». На планете Арракис не только не хватает воды для населения, но и Пряности, ограниченного ресурса, дающего жизненные силы и продлевающего жизнь. Пряность символизирует воду, а нехватка воды на Арракисе – тяжелое положение, угрожающее миру.
Уже сегодня многие регионы страдают от нехватки чистой пресной воды. По мере таяния ледников и повышения уровня воды в океане спрос человека на пресную воду в XXI веке истощит водные ресурсы еще до конца столетия. Ученые уже наметили территории, которые останутся без пресной воды к 2050 году. Земля может и не превратиться в Арракис, но без доступной технологии для преобразования соленой воды в питьевую она вполне может чувствовать себя как Арракис.
Представьте себе наше будущее: мир, в котором туалеты не смываются из-за нехватки воды. Мир, в котором мы не можем принять душ еженедельно или даже ежемесячно. Мир, в котором люди убивают за воду так же, как они убивают за еду или нефть сегодня. Мир, в котором нет урожая, растет голод, и мы с любовью оглядываемся в те дни, когда лишь один человек из шести страдал от недоедания во всем мире.
Но мы, люди европейского мира – Америки, Великобритании, Франции, Германии, – продолжаем, как барон Владимир Харконнен, тащиться за нашими суспензорами, не обращая внимания на пророка Арракиса. “Пусть будет у них религия”. На Соединенные Штаты приходится около пяти процентов мирового населения, однако здесь потребляется шестьдесят процентов мировых ресурсов. Количество мяса, которое мы потребляем, свидетельствует против нас».
Об авторе
Джеффри Николас – доцент кафедры философии Семинарии Маунт-Энджел, а также преподаватель ряда курсов по философии и общественной мысли в католицизме. Его профессиональные публикации включают работу «Евхаристия и битва с драконом» в журнале «Философия управления». Сооснователь и на сегодня исполнительный секретарь Международного общества по исследованию Макинтайра.
Свежие комментарии