Шелковые страницы России — российский бренд Radical Chic можно назвать именно так. Он родился из желания рассказывать истории — в цветах и красках, деталях и подробностях. Из этих увлекательных и ярких новелл, записанных на невесомых каре, твилли и палантинах, в итоге выросло необычное печатное лайфстайл издание — шелковое.
Процесс от первых набросков каждого орнамента до его выхода в свет в виде шелкового каре, занимает от шести месяцев до года, а собранные вместе эти платки могут составить своеобразную летопись современного мира. Легкие, струящиеся страницы листаешь бережно и внимательно. В центре сюжетов – флористические и анималистические мотивы, природные ландшафты и образы знаменитых городов, музейные шедевры и юмористические зарисовки, романтические истории и захватывающие путешествия. Символично, что основательница и бессменный руководитель бренда Александра Калошина по первому образованию журналист: она закончила факультет журналистики МГУ.
В интервью Antenna Daily Александра Калошина рассказала об искусстве визуального сторителлинга, о том как формируется повестка лайфстайл-журнала на шелковых страницах, зачем нужна одежда для чтения книг и почему в век цифровых технологий тактильность становится особенно ценной.
Что определяет повестку шелкового медиа Radical Chic?
Александра Калошина: По сути перед вами лайфстайл-журнал, который откликается на многие актуальные и важные социальные темы, которые нас волнуют, а также рассказывает о моде, дизайне и искусстве.
Если говорить о платках, то на наших страницах вы увидите много достаточно острых тем. В их числе, например, колебания нефтяных котировок, повальное увлечение эзотерикой и мистическими течениями, освоение северных территорий. Очень востребованы платки, которые мы создаем в коллаборациях с большими культурными институтами, в частности, с Российской государственной библиотекой. В общемировом поле кризиса, в котором мы все сегодня оказались, каждый из нас ищет новые и дополнительные точки опоры. И это одна из причин, по которой на этом этапе мы считаем для себя важным выступать в тандеме с сильными культурными институциями с большой и славной историей. Книга – это то, к чему издавна обращается человек в поисках новых смыслов, духовной опоры и пищи для размышлений
Как сложилась коллаборация с РГБ?
А.К.: Это был наш философский посыл. Однажды мы заметили, что москвичи, которые живут по соседству с нашим столичным бутиком, заходят к нам со словами, что покупок они сейчас не планируют, но им хочется просто посмотреть на наши коллекции, прикоснуться к ним, напитаться красками, смыслами, эмоциями. Мы осознали, что нам хочется создать коллекцию, которая и нам самим, и нашей сложившейся аудитории, сможет дать эстетическую и эмоциональную поддержку. В итоге поиски новых смыслов привели нас в Российскую национальную библиотеку., где мы с первых шагов наши самый теплый и искренний отклик.
Нам открыли доступ в архивы, мы изучали книги XVIII века, материалы, которые практически никто, за исключением научных сотрудников библиотеки, не видел. Мы получили разрешение на публикацию мотивов и разработали целую серию платков, а затем и еще одежду для чтения книг, в которой можно в выходные, в пятницу вечером или в любой день после работы просто забраться с пледом и чашкой чая на диван и устроиться там с книгой.
Вас можно назвать основоположниками этого жанра. Какая одежда располагает к чтению книг? Что входит в гардероб читателя?
А.К.: В комплект могут входить мягкие свободные брюки и рубашки из вискозы, разнообразные футболки, свитшоты, сверху можно накинуть кимоно. Гардероб читателя смотрится очень элегантно: на ткань нанесены мотивы рисунков, ботанических иллюстраций из старинных книг. В теплое время года в этой одежде можно выйти с книжкой в парк или в сад, почитать на свежем воздухе. А когда ты видишь эти наряды в шкафу, они напоминают тебе о книгах, о вечных ценностях, о кладезях мудрости, о том, как важно бывает остановиться и найти время для себя.
Вы недавно открыли бутик в Петербурге, на Невском проспекте. Почему для вас важно расширять оффлайн-присутствие?
А.К.: Если вы заметили, сегодня все, кто когда-то начинал как онлайн-платформа, выходят в оффлайн. Практически все, включая даже такого гиганта как Amazon, у которого теперь свой магазин в Нью-Йорке.
Человек остается человеком. Тактильное восприятие заложено в нашей природе.
А шелк, как и печатные книги, это еще и очень тактильная история, бесконечно вдохновляющая и эмоционально исцеляющая.
С каких мотивов началась “библиотечная” серия?
А.К.: Мы пошли от простого к сложному. Цветком-хедлайнером первой коллекции в коллаборации с РГБ стала камелия. Вдохновение художники черпали в иллюстрированном ботаническом атласе середины девятнадцатого века под названием «Иконография рода камелий или описания и изображения самых редких и красивых камелий». Составлен атлас был личностью легендарной, аббатом Лораном Берлезом, посвятившим себя исследованию этих восхитительных цветов. Изображения в атласе отличает невероятная выразительность в сочетании с филигранной точностью, а первое издание этого научного труда стало началом официальной классификации камелий.
Мы стали развивать сюжеты, связанные, с путешествиями, природой. Для нашего бренда природа – одна из основных констант, которые сопровождают нас всю жизнь, дают нам возможность отдохнуть, вспомнить о том, что человек – тоже часть природы.
Природа – один из вечных сюжетов. Что делает его сегодня еще и актуальным?
А.К.: Человеческое сознание со временем меняется, и сегодня анализ основных мировых трендов говорит о том, что в век бурного развития технологий, дополненной и виртуальной реальности, человек начинает воспринимать себя не как гегемона природы, а как ее неотъемлемую и органичную часть. Именно поэтому мы сейчас видим расцвет архитектурных течений, которые стремятся максимально естественно вписать объекты в природный ландшафт, показать гармонию природы и архитектурного сооружения.
Социум всегда пытается найти равновесие
Социум всегда пытается найти равновесие. Чем выше темпы технологического развития, тем сильнее наше желание слиться с природой, почувствовать себя ее частью. Это способ найти почву под ногами как для отдельной личности, так и для больших социальных групп. Именно поэтому в поисках сюжетов в РГБ мы сконцентрировались на растительных, природных мотивах и орнаментах. Нам было интересно, как воспринимали природу в XVIII веке. Сможем ли мы увидеть ее теми же самыми глазами. Будут ли нам эти изображения, старинные ботанические иллюстрации созвучны сейчас.
И что выяснилось?
А.К.: Очень созвучны! Получилась очень успешная коллекция. Более того, мы осознали, что в этот момент всеобщего увлечения искусственным интеллектом, старинные иллюстрации, филигранные, изысканные, созданные вручную великолепными иллюстраторами два столетия назад, не просто выступают мощнейшим противовесом тотальной цифровизации, но и становятся необыкновенно актуальными.
А для художников Radical Chic в эпоху цифровых технологий насколько важно умение и ценна возможность держать в руках карандаш, перо, кисточку?
А.К.: Она не просто важна, мы не принимаем на работу людей, которые не умеют этого делать. У нас огромный конкурс, мы получаем более тысячи откликов на вакансию, и мы оцениваем технику и мастерство исполнения рисунка по большому числу критериев.
Сегодня мы ищем человека, который одновременно и владеет всеми современными техническими средствами, и является хорошим графиком, чутко чувствует цвет, умеет работать маслом. Для художника важно видеть, как развивается вообще всё поле текстильного дизайна, чем живут другие компании, какие требования они предъявляют, какими рисунками они мыслят.
Современный текстильный художник – это очень сильная единица. Он должен мыслить не просто рисунком, он должен мыслить полкой магазина. Таких профессионалов очень мало. Обычно, взяв человека на работу, мы его обучаем внутри студии до полутора лет.
Каждый наш художник – это аналитик. Почему? Первичен текстильный рисунок, потом сама ткань, и только потом одежда. Первый вопрос ты задаешь, когда смотришь на рисунок, звучит так: расскажи мне о женщине, которая его купит, расскажи все, что знаешь, что она любит, как выглядит, чем занимается, и так далее. А иногда мы поступаем наоборот: находим в интернете фотографию и предлагаем художнику создать мотив, ткань, платок для этого человека. Это очень интересный процесс!
Сложнее ли делать прогнозы в такое турбулентное время?
А.К.: Как ни удивительно, нет. В общечеловеческом плане это время такое же, как любое другое. Человечество на протяжении столетий волнуют одни и те же вопросы, если присмотреться. Да, это волнообразный процесс, но его суть остается неизменной.
Вы сейчас закончили работу над коллекцией весна/лето-2025. Приоткроете интригу?
А.К.: Резких изменений в текстильном рисунке не предвидится. Самые сильные изменения коснутся использования цвета, в этом отношении на нас усилится влияние искусственного интеллекта. Цифровые технологии работают с цветом особым образом: там больше цветовых растяжек, плавных переходов от одного цвета. Это сейчас некий постмодерн, несколько витиеватый, он еще по-другому не умеет.
В текстильном дизайне появится больше округлы, текучих, мягких форм, уходят резкость и угловатость
В текстильном дизайне появится больше округлы, текучих, мягких форм, уходят резкость и угловатость. Это касается даже таких констант, как, скажем, цветочные или анималистические принты, которые по сути никогда не уходят, но постоянно видоизменяются. Цифровой интеллект будет набирать силу и в этом контексте творчество становится особенно ценной валютной для компании. Значение мастерства умения работать пером, карандашом, кистью, сохранится, причем надолго.
В свое время, с появлением фотографии, тоже было много разговоров о том,что рисунок исчезнет. На самом деле, это просто новый медиум, еще один. Он дополнит картину, но не заменит собой существующие.
Если вернуться к аналогии с масс-медиа, как у вас сочетаются, сиюминутная, новостная повестка и долгоиграющие, вечные темы?
А.К.: Каждая коллекция имеет тематический план. Мы строимся, как и журнал, рубриками. И у нас есть темы, которые мы ведем регулярно, каждый год, каждый сезон. В их числе, например, тема любви: каждый сезон у нас есть платок с любовными, романтическими мотивами. Также каждый сезон мы предлагаем новый сюжет и новую трактовку цветочной темы, размышляем о том, как социум видит сегодня цветы, как флора живет в современном дизайне. У нас всегда есть коллекционный платок с новогодним сюжетом и коллекция по мотивам восточного календаря. В этом году мы создали платок, на котором можно насчитать 24 дракона всевозможных форм, цветов и характеров.
В сезон мы сейчас выпускаем порядка 15-20 рисунков. Раньше делали гораздо больше, нарабатывали базу. Сейчас в нашем архиве 400 платков и более 19 000 рисунков для ткани.
В каждом сезоне всегда есть классический платок, который можно использовать в ситуация строгого делового дресс-кода, когда украшения будут по тем или иным причинам неуместны. Обязательно выпускаем каждый сезон орнаментальный платок, платок, который демонстрирует новые стилистические решения, исследует актуальные тренды.
Какие тома шелковой летописи стали бестселлерами?
А.К. Например, платок “Четыре сезона”. Четыре сезона в формате визуального сторителлинга – это образы четырех культовых мегаполисов планеты: Лондона, Нью-Йорка, Парижа и Москвы в разное время года. В духе актуальных состязаний человеческого разума и искусственного интеллекта графичные абстракции шелковых каре, одежды и аксессуаров стилизованы под метареальность.
Большую популярность завоевал платок “Цветочные часы”, вдохновленный часами великого ботаника Карла Линнея. День на этой цветочной поляне начинается с шести утра с пробуждением лилий. Потом просыпаются маки, маргаритки, и так далее. А вечером цветы тоже готовятся ко сну, и на платке мы видим жизнь импровизированной цветочной клумбы в течение суток. И вот как раз пример небанального высказывания на вечную флоральную тему.
Одним из сюрпризов для нас стал успех платка с изображением лисицы, играющей с жемчугом. Как выяснилось, у лис невероятное количество поклонников, возможно, корни уходят в русские народные сказки, детские впечатления. Наша лисица получилась очень стильной, практически будуарной, очень обаятельной, неотразимой. Ее очень полюбили.
Удивительным образом, платок “Легенда”, в котором причудливо соединились орнаменты со всего света, подходит практически ко всему. Это сложнейшая эстетика, а интегрировать платок можно с легкостью абсолютно в любой гардероб. Это тоже один из бестселлеров.
Один из главных долгожителей – платок “100 цветов”
Один из главных долгожителей – платок “100 цветов”. Мы над ним очень долго работали, это квинтэссенция нашей любви к природе. Должна сказать, что существует закономерность: на заре развития компании мы создавали платок примерно за месяц, и я тогда думала что очень скоро мы все будем делать очень быстро. Но произошло иначе: чем больше мы учились, тем больше узнавали о том, как строится платок, тем более долгой и тщательной становилась работа. Иной раз создание платка занимает до одного года. Здесь свои законы: ни один угол не повторяет другой, есть особенности композиционного строения, и так далее.
При этом важно понимать, что платок создает команда. И от автора композиции требуется быстрая работа. Мы просим, чтобы художник делал композиционные наброски в течение 3-5 дней. Это живая, быстрая, эмоционально заряженная работа, когда ты выплескиваешь на бумагу или компьютерный экран то, что внутри тебя уже созрело. А если долго что-то вытягивать из себя, то не будет эмоционального заряда, на который сможет отреагировать аудитория.
Могут ли стать героями сюжетов люди из реальной жизни?
А.К.: На этот счет есть почти невероятная история. Однажды мы создали платок, на котором изображены две девушки, ремонтирующие трактор. Сочные краски, динамичный сюжет, веселое, задорное настроение, визуальная перекличка со стилем pin-up. Выпустив платок, мы получаем звонок из музея тракторного завода в г. Чебоксары. Благодарят нас за то, что мы прославили их трактор и девушек, которые сегодня гоняют на этих винтажных, можно сказать, машинах. И даже униформа у них в такой же колористике. А мы до той поры о них даже никогда не слышали! Мы отправились в Чебоксары, познакомились, подружились, подарили им платки. Оказалось, что придуманный нами мир существует в реальной жизни: именно такие трактора, и девушки, и яркие платки. Нарисованные нами люди оказались именно такими, какими родились в нашем воображении. Что это, если не чудо?
Жизнь платков — это вообще удивительная история. Наверное, когда ты много в них вкладываешь, они начинают самостоятельно жить в пространстве, возникать по собственной инициативе, заявлять о себе в какой-то новой сфере. Они материализуются в твоем внутреннем поле. И ты их просто оттуда достаешь, и все.
Текст: Галина Столярова
Свежие комментарии