Индустриальный пейзаж. 1937 г.
133х205; холст, масло
Росизо
10 августа в Музее Москвы открывается выставка «Электрификация. 100 лет плану ГОЭЛРО». Эта памятная дата стала для кураторов музея поводом поговорить о том, как электрификация страны повлияла на советский авангард: изобразительное искусство, кино, архитектуру, музыку, театр, литературу и дизайн. На выставке можно будет увидеть работы Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Эль Лисицкого, Густава Клуциса, Александра Родченко, Сергея Лучишкина, Климента Редько, Соломона Никритина, Иосифа Чайкова, Натана Альтмана, Роберта Фалька, Ольги Розановой, братьев Весниных, Андрея Бурова, Якова Чернихова, Ивана Жолтовского и Александра Гегелло.
Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в марте 1920 года по заданию Владимира Ленина. Разработанный Глебом Кржижановским, Робертом Классоном, Генрихом Графтио и другими инженерами план электрификации страны и строительства сети электростанций хотя и основывался на дореволюционных проектах, стал ощутимым признаком свершившейся революции. МОГЭС, Шатура, Кашира, Волхов, Свирьстрой, ДнепроГЭС и другие точки плана ГОЭЛРО, возникшие на карте, зажгли свет и запустили электродвигатели на производствах, а также изменили повседневную жизнь и мировосприятие людей.
«Электрификация в 1920-е годы не только повлияла на социальные, экономические, индустриальные процессы, но была и одним из ключевых образов эпохи, ставших для художников, поэтов, режиссеров и дизайнеров метафорой революции. Тезис Ленина «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» позволил визуализировать коммунизм — при помощи электричества. Все, с чем ассоциировалась революция — просвещение, промышленный подъем, энергия — можно было представить при помощи понятных и выразительных образов: света, лучей, линий электропередач и лампочек Ильича», — рассказывает куратор выставки Александра Селиванова.
Электричество становилось героем рассказов, пьес, детских сказок, плакатов, кино, а также появлялось в графике, живописи и скульптуре. Его образ воплощался в форме лампы накаливания, уходящих вдаль линий электропередач, мощных турбин электростанций и отождествлялся с фигурой самого Ленина. Именно в это время формировался миф о вожде, несущем новую энергию, новый свет и новый мир. Каждое из художественных объединений эпохи авангарда находило свой источник вдохновения в теме ГОЭЛРО. Так, образы электрических ламп, турбин и линий электропередач соединились в плакатах конструктивистов Густава Клуциса, Сергея Сенькина, Эль Лисицкого, Александра Родченко. Проекционисты работали с контрастами светящихся метафизических ламп, линий, фигур и окружающей тьмы. ОСТовцы исследовали новые образы города и деревенских пейзажей, пронизанных линиями проводов и ритмическими рядами столбов.
Один из героев выставки — художник и изобретатель Георгий Гидони, который пропагандировал новое искусство света и цвета, полученное путем электрической энергии. Среди его экспериментальных концепций — светотеатр, светоархитектура, светомузыка, светодекламация и светохореография. Из множества задуманных проектов художнику удалось осуществить Модель Светопамятника Х-летию Октябрьской революции, реконструкцию которого можно будет увидеть на выставке. Она была создана Георгием Гидони при участии Н. Могилевского и физика Сергея Майзеля в 1926–1927 гг. для демонстрации на юбилейной сессии ЦИК СССР. Центр проекта — гигантский глобус из матового стекла — должен был стать гигантским светооркестром, управляемым электричеством и исполняющим при помощи сложных механизмов различные светоцветовые аранжировки.
Электричество становилось героем рассказов, пьес, детских сказок, плакатов, кино, а также появлялось в графике, живописи и скульптуре
Также на выставке представлены работы Климента Редько — члена группы радикально настроенных художников-вхутемасовцев «Электроорганизм». Кроме Редько туда входили Сергей Лучишкин, Михаил Плаксин, Соломон Никритин и Александр Тышле. Их объединяло стремление к созданию нового искусства на пересечении науки, философии, техники и физиологии. В манифесте 1922 года Климент Редко писал: «Свет — организующая материя», и противопоставлял «архитектонику электроорганизма» конструктивизму, натурализму, реализму и футуризму. В его графике свет, энергия, ток, электрический разряд становились объектами живописного пластического анализа в сочетании с образами нового сверхчеловека и сложно устроенного индустриального электрического мира. Для создания электрического эффекта свечения в своих полуабстрактных работах Редко использовал художественные приемы, характерные для традиционной иконописи и лаковой миниатюры — черный фон, контрастные светящиеся линии и пятна.
Идея электрификации повлияла и на развитие архитектурной практики авангарда. Инженеры и энергетики ГОЭЛРО (Александр Винтер, Генрих Графтио, Иван Радченко, Роберт Классон, Иван Александров и другие) создавали творческие коллективы, в которые включали передовых архитекторов. Братья Веснины, Валентин Дубовской, Иван Жолтовский, Андрей Буров, Эдгар Норверт, Оскар Мунц — все они занимались промышленным проектированием, и создавали работы, отвечавшие духу времени. Так, за победу в конкурсе архитектурного проекта главного корпуса Днепровской гидроэлектростанции боролись архитекторы двух направлений: конструктивизма и неоренессансной школы. 11 января 1930 года лучшим был признан проект, созданный конструктивистом Виктором Весниным вместе с Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. В итоге к 1 мая 1931 года был выстроен лаконичный и монолитный фасад с горизонтальными линиями окон. Днепрогэс стала одной из самых знаменитых строек страны и важным образом эпохи авангарда: как символ прогресса она предстает на экспериментальных фотографиях Георгия Петрусова, Макса Альперта, в фотомонтажах Густава Клуциса. Достижения инженерной мысли гидроэнергетики запечатлены в фильмах Эсфири Шуб «Комсомол — шеф электрификации» и Дзиги Вертова «Энтузиазм: симфония Донбасса».
Для многих авторов — поэтов, писателей, художников — электрический ток приобрел мистическую, почти сакральную окраску новой религии. Электричество становится одним из главных «веществ» в текстах Андрея Платонова: «Легкий, неуловимый дух любви: оно выходит из всего и входит во всё, где есть энергия». Электричество впервые попало в тексты Платонова в 1921 году, когда в Воронеже была опубликована публицистическая брошюра «Электрификация. Общие понятия». Затем электрическая энергия, электромонтеры и инженеры заполонили романы, повести и рассказы: от «Родины электричества» и «Высокого напряжения» до «Эфирного тракта», «Сатаны мысли» и «Жажды нищего».
Электричество впервые попало в тексты Платонова в 1921 году, когда в Воронеже была опубликована публицистическая брошюра «Электрификация. Общие понятия»
Кроме этого, в экспозиции будут фотографии Александра Родченко с Электролампового завода и МОГЭС, архитектурные фантазий Якова Чернихова, «Электрическая Венера», выполненная из стекла и металла Александром Лабасом для Сельскохозяйственной выставки 1930 года в Минске, редкая кинохроника из Красногорского архива и многое другое.
Пространство выставки превратится в тотальную аудио- и световую инсталляцию, которую для Музея Москвы сделала видеохудожник, режиссер, архитектор и сценограф Дина Караман. Оно будет разделено на несколько зон — «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город», каждая из которых расскажет о том, как электрификация в разных своих проявлениях отражалась в искусстве и литературе. Между зонами будут выстроены «башни», посвященные отдельным электрификаторам — Глебу Кржижановскому, Александру Винтеру, Генриху Графтио, Роберту Классону. Здесь можно будет изучить документы и фотографии, посвященные их жизни и главным творениям: подмосковным Шатурской и Каширской ГРЭС, северо-западным Волховской и Свирской ГЭС, и, конечно же, Днепрогэсу — знаковому сооружению архитектуры авангарда и символу электрификации. Фигура Ленина, отраженная в коллажах и фотомонтажах конструктивистов, плакатах и книгах, скульптуре и графике займет отдельную «башню». Драматический сюжет создания Московского электролампового завода станет последней, шестой «башней» экспозиции.
Свежие комментарии