А как получаются счастливые взрослые со здоровой психикой, которые шагают по жизни легко и с любопытством? Как раз об этом новая, долгожданная новинка Михаила Лабковского — «Люблю и понимаю».
Школа: инструкция по применению
Меня часто спрашивают, как выбрать школу. Открою секрет: гораздо проще, чем вы думаете.
Критерия вообще-то всего два.
Первый: она должна быть рядом с домом – чем ближе, чем лучше. Никаких «сорок минут на автобусе с пересадками» (или на заднем сидении авто, не суть). Дети устают быстрее нас, взрослых, и ребенок не должен доезжать до учебного заведения уже задолбавшимся. Какими бы в этом заведении ни были «программа» и «уклон» (он в младших классах, кстати, вообще не важен). Дополнительное преимущество школы рядом с домом – то, что ребенок сможет продолжать общаться с одноклассниками в свободное от уроков время.
Второй, и главный критерий: у вашего ребенка должна быть АДЕКВАТНАЯ первая учительница. Это, собственно, все, что от нее потребуется в ближайшие 3–4 года, – быть адекватной, уравновешенной, любить свое дело и детей. Потому что ничто так не корежит детскую психику и не отбивает интерес к учебе, как фразы типа «я таких дебилов вообще никогда не видела, хотя уже сорок лет здесь работаю», ор и уж тем более физическое насилие, пусть даже в самой легкой форме.
Как найти такого педагога? Заранее пойти к районной школе и узнать у родителей, которые забирают своих отпрысков, кто из учителей выпускает четвертый класс и набирает первый и что они, родители, об этом учителе думают. Это все. Не бином Ньютона, однако делать так догадываются далеко не все.
Первых нет и отстающих
Но выбор школы – это еще не все. Куда важнее понять, действительно ли ваш отпрыск к ней готов – в первую очередь, психологически. Все дети взрослеют с разной скоростью, и на Западе, например, это учитывают. Там весь класс, 30 человек, учится по одному учебнику-тетради, но пятеро из класса могут в данный момент быть на 6-й странице, шесть – на 86-й, десять – на 152-й. И это нормально, понимаете? То есть не считается, что к такому-то возрасту ребенок ОБЯЗАН что- то знать или уметь.
Что происходит у нас? Приходит завуч с секундомером – допустим, во втором полугодии второго класса. Берет текст, засекает время, говорит: «Поехали!» Через минуту выключает секундомер, задает вопросы и определяет, сколько знаков ребенок прочитал и понял ли смысл прочитанного. И если школьник не выполняет «нормативы», то признается «отстающим».
Вообще, к сожалению, наша школа дает совершенно бессмысленный набор знаний, абсолютно не привязанный к реальной жизни. «Три землекопа копают бассейн», «четыре доярки одновременно доят коров» – ни землекопов никто из
детей в глаза не видел, ни коров не доил, и смысла в этом никакого, потому что к жизни это неприменимо. Как это все поможет детям в дальнейшем? Да никак.
В этом выгодное отличие западных школ от наших: они не грузят детей таким объемом бесполезных академических знаний, зато дают возможность провести несколько лет в более комфортной психологической обстановке, где тебя не унижают и где к тебе подбирают индивидуальный подход.
Но, увы, приходится иметь дело с нашими реалиями. И очень важно понять, готов ли ваш малыш психологически к обучению и общению со сверстниками. Я преподавал в израильской школе: дети там и лежат, и на ушах стоят, и на полу уроки делают. Парты стоят не как в России, рядами, а, например, полукругом. И вы удивитесь, но никто не требует сидеть на краешке стула с идеально прямой спиной и чтобы правая рука лежала локтем на ладони левой руки, как это было в моем детстве. Преподавание идет в игровой форме, так что такой серьезной проблемы, с какого возраста отдать ребенка в школу, там нет. У нас же, к сожалению, дети вынуждены выдерживать большое статическое напряжение, сидеть сиднем.
Вы уверены, что ваш ребенок это выдержит, особенно если он сейчас в «промежуточном» возрасте: например, ему шесть с половиной лет? Если нет, обратитесь к детскому психологу – он поможет оценить степень готовности ребенка к школе.
Первый раз в первый класс: как подготовиться
Хочу, чтобы вы запомнили главное: специально готовить ребенка к школе не надо. Не нужно вообще создавать ажиотаж и демонстрировать, как вы нервничаете. Не надо пугать ребенка фразами типа «тебя в школе научат родину любить и родителей уважать». У родителей ведь как обычно бывает: школа еще не началась, а тревожность уже повысилась.
Но вся нервозность, все ваши страхи и проблемы к ребенку отношения не имеют – это ваши чувства, ваши переживания и ваш опыт. Не надо всей семьей рассказывать малышу, как вас обижали, как учителя орали или как вы побеждали в городских олимпиадах. Оставьте свои амбиции, оставьте все мысли о том, что «наш самый лучший должен учиться на одни пятерки». Ваш перфекционизм может привести к неврозам, высокому уровню тревоги, к телесным проявлениям, вплоть до энуреза и заиканий.
Ребенок не должен нести груз ваших неоправданных ожиданий. Иначе он понимает, что не такой, как вы мечтали, и страдает, чувствует одиночество, у него начинают развиваться комплексы. У ребенка закрепляется мысль, что его любят только за пятерки, что похвалу нужно заслужить. А ведь он на самом деле вам ничего не должен. Не стройте из себя педагогов, любите ребенка просто потому, что он у вас есть.
Важный момент: ребенку нужно объяснить, что у него начинается взрослая жизнь. Что вы всегда ему поможете, всегда поддержите. Но школа – это его ответственность, как у вас – работа. Учеба и все, что с ней связано, должны быть нужны именно ему, а не вам. Вы за него школу не закончите и в университет не поступите. Вы отвечаете только за его душевное и физическое здоровье.
Поэтому текст такой: «Дорогой ребенок, мы тебе полностью доверяем. Ты учишься так, как считаешь нужным, и тратишь на уроки столько времени, сколько считаешь нужным. Это твой выбор. И пока учителя и директор нас не трогают, мы считаем, что все идет правильно. Но если нас начнут вызывать в школу и жаловаться на то, что ты перестал учиться, что у тебя проблемы, что ты не понимаешь материал и отстаешь, то, к сожалению, райская жизнь закончится и нам придется поговорить с тобой по-другому».
Что конкретно это значит: «школа – ответственность ребенка»? Это значит, что вы не собираете портфель, не проверяете, не забыл ли он сменку и где спортивная форма на физкультуру. Знаете, есть такой феномен: если вам диктуют номер телефона, а записать его не на чем, вы что делаете? Правильно, запоминаете. А если сразу вбиваете в телефонную книгу, то все – через секунду вы этот номер уже не помните. Так и здесь: когда есть мама и папа, которые проверяют, контролируют, нет необходимости напрягаться, ответственность с ребенка снимается.
Сейчас совсем страшную вещь скажу: если школа в шаговой доступности и вы не возите детей на машине, рано или поздно надо будет перестать их будить. Не первоклашек, конечно, но вот в средней школе придется завязать с любимым утренним шоу «мы опаздываем!». Да, сначала без ваших «вставай, кому говорю» они начнут опаздывать, приходить класс с опозданием, возможно, начнутся проблемы – но именно так они научатся слышать будильник и вставать вовремя.
Свежие комментарии