В Корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная выставка «Вдохновленные классикой», посвященная неоклассицизму в России ─ одному из крупнейших направлений в отечественном искусстве начала ХХ столетия, которое оказало существенное влияние на отечественную архитектуру, театр, музыку, моду и повседневную жизнь.
Художники-неоклассики обращались к вечным ценностям культуры в поисках гармонии и красоты. Античное искусство, эстетика Ренессанса, художественные идеи эпохи классицизма вдохновляли знаменитых мастеров русской живописи первой трети ХХ века и находили отражение в их творчестве.
Впервые идеи неоклассицизма в России были высказаны на рубеже XIX – ХХ веков. Это связано с деятельностью художников и критиков, сплотившихся вокруг журнала «Мир искусства» и его редактора Сергея Дягилева.
На выставке представлено более 150 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства первой трети XX века из собрания Русского музея. Среди них – известные произведения Льва Бакста («Древний ужас», 1908), Зинаиды Серебряковой («Баня», 1913), Кузьмы Петрова-Водкина («Мать», 1915), Александра Самохвалова («Девушка в футболке», 1932), Казимира Малевича («Автопортрет (Художник)», 1933) и других талантливых мастеров.
«Наша новая выставка представляет неоклассицизм во всем великолепии этого многогранного и разнообразного направления с его особенной образной системой и философией. Когда-то величайшие художники своего времени предложили новое видение эстетики античности и Ренессанса. Теперь произведения Льва Бакста, Зинаиды Серебряковой, Александра Самохвалова, Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича и других мастеров – шедевры, ставшие достоянием Русского музея и всей страны. Знакомство с их творчеством в таком масштабе – неповторимый опыт, который получат посетители выставки в Корпусе Бенуа Русского музея», ─ отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова
Зрители увидят жемчужину отечественного неоклассицизма ─ совместную картину Александра Яковлева и Василия Шухаева «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)», а также портреты известных деятелей Серебряного века «Портрет М.Г. Лукьянова» Константина Сомова, «Портрет Р.И. Нотгафт» Бориса Кустодиева и другие произведения.
В экспозицию вошел целый ряд работ, которые выставляются крайне редко. Среди них эскизы панно и плафонов для Казанского вокзала Александра Бенуа и Зинаиды Серебряковой, эскизы росписей для особняков, созданные Евгением Лансере, Василием Шухаевым, Александром Яковлевым, Александром Белобородовым, работы Василия Берингера и Степана Карпова.
В экспозицию вошел целый ряд работ, которые выставляются крайне редко
Отдельное место на выставке отведено книжной и журнальной графике, которая в России пережила свой расцвет благодаря художникам-неоклассикам из общества «Мир искусства». Представлены обложки и заглавные листы различных изданий работы Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Льва Бакста.
В последнем зале можно увидеть, как на рубеже 1920-30-х и позднее идеи неоклассиков находили отражение в искусстве соцреализма: в картинах Александра Самохвалова «Девушка в футболке» (1932), Александра Дейнеки «Раздолье» (1944) и других.
Свежие комментарии