На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

AntennaDaily

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Кругом айзерыНовый ресторан Эм...
  • катя Подвойская (-)
    этому мастеру в психушке место, а не кафе разрисовывать всякой херн.......... Это он что так видит русский мир???????...На улице Белинско...
  • lady lyudmila
    Вот пусть там и развивается.Эмин Агаларов при...

09.09-15.11 Выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие» в Строгановском дворце Русского музея

В сентябре в Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие». На экспозиции представлены 60 графических произведений (карандашные наброски, карты и акварели) графа Павла Сергеевича Строганова (1823-1911), художественное наследие которого до недавнего времени было неизвестно.

Юный граф во время путешествия в Италию со своей семьей запечатлел, главным образом, пейзажи южных берегов этой страны. Долгое время автор рисунков оставался неизвестен – установить принадлежность их Строганову удалось лишь в 2019 году. С помощью мультимедиа технологий посетители выставки смогут узнать о том, как проходила атрибуция изображений. Работы графа П. С. Строганова в таком объеме представлены впервые.

Павел Строганов, путешествуя в Италию и, прожив в ней примерно полтора года, в 1839-1841 годах в сопровождении отца, графа Сергия Григорьевича Строганова (1794-1882), запечатлел виды этой страны в многочисленных рисунках. Вполне вероятно, что еще в Москве Павел посещал классы знаменитой отцовской «Строгановки» (Школы рисования по отношению к ремеслам), а затем, уже в Риме, неделю брал уроки у римского акварелиста Соломона Корроди.

За полтора года Павел Строганов создал примерно 150 изображений (в Русском музее хранится 132 работы, для выставки отобрано 60). Рисунки были обнаружены в 1925 году в той части Строгановского дворца, где создана экспозиция. Оказавшись в собрании Русского музея и не имея подписей автора, листы были внесены в инвентарь музея как работы неизвестного художника, много позже было установлено авторство Строганова.

В Русском музее хранится 132 работы Павла Строганова, для выставки отобрано 60

После возвращения из Италии Павел Строганов к рисованию не вернулся, но впоследствии стал известным художественным деятелем и коллекционером. Его энергия воплотилась в деятельности Общества поощрения художников и его музея. Как память о чудесной поездке в Италию в коллекции графа появилась картина Сильвестра Щедрина, три работы Джанчито Джиганте, а также произведения Габриеле Смарджасси и Алессандро ла Вольпе – представителей школы Позилиппо, к которой условно можно отнести и самого Строганова. В настоящее время эти работы находятся в Тамбовской областной картинной галерее.

В первом зале выставки на мультимедийной панели представлена презентация о работе над атрибуцией рисунков Павла Строганова. Здесь же можно познакомиться с картами окрестностей Неаполя, выполненными графом, а также со страницами его дневника конца июня 1840 года. Кроме того, в первом зале выставлена одна из самых удачных работ Строганова – вид Сорренто из Малой гавани.

 Во втором зале экспозиции, посвященном пути семьи Строгановых в Италию, демонстрируются первые рисунки автора, созданные осенью 1839 года. От этого времени сохранилось всего десять работ, представляющих некоторые места Баварии, Австрии и Северной Италии. Вид города Инсбрук («Инсбрук. Вид близ гостиницы»,1839), а также изображение бенедектинского монастыря Бойерн в Баварии, которые можно найти в этом зале, дают представление о первых шагах Строганова-художника. С ноября 1839 года по середину мая 1840 года Строгановы жили в Неаполе. На выставке представлен рисунок этого периода – «Вид озера Астрони над озером Агниано близ Сольффотрано» (1839-1840).

В середине мая 1840 года семья Строгановых перебралась на остров Иския, где они и оставались до конца июля. В это же время Строгановы совершили поездку через Сорренто и Амальфи в Салерно, которая значительно повлияла на творчество графа. Виды Искии («Остров Иския близ Неаполя. Вилла Панелла. Набросок», 1840), Сорренто и Амальфи («Амальфи. Вид на монастырь», 1840) также можно увидеть во втором зале выставки.

Спустя месяц после первого посещения графы Строгановы вновь вернулись в Сорренто. Именно здесь, а также в Амальфи едва ли не ежедневно граф, используя графитный карандаш, создал большинство своих рисунков. Работы этого времени представлены в третьем зале экспозиции. Павел нарисовал отдельную серию изображений деревьев из сада («Оливковое дерево. Вилла Серракаприола. Сорренто», 1840), окружавшего виллу, в которой он жил.

Как и его заочные учителя из школы Позилиппо, юный граф часто рисовал в Малой гавани, виды на море и Везувий («Вид на Везувий от стены монастыря капуцинов в Сорренто», 1840), открывавшиеся из Капуцинского монастыря. В конце августа была совершена поездка на остров Капри, результатом которой стало несколько пейзажей – например, вид Лазурного грота, который также показан на выставке.

Из Сорренто Строгановы в начале октября 1840 года отправились в обратный путь, в Рим, где они пробыли полгода. В это время Павел продолжал рисовать, но уже с меньшей интенсивностью.

В четвертом зале собраны сделанные Строгановым акварелью изображения итальянских типов, независимо от места и времени их создания («Неаполитанки. Наброски», 1839; «Уличный продавец», 1839-1840). Сохранилось примерно полтора десятка таких изображений. Первые появились в Неаполе, где внимание художника привлекали лаццорони (нищие), зрители кукольного театра с Пульчинелло, монахи различных католических орденов, девушки в красочных одеждах, рыбаки. Все они изображены с большим чувством юмора, особенно продавец воды.

В Риме, где Строгановы жили с ноября 1840 года по март 1841 года, граф сделал наброски с папы римского, восседающего в соборе св. Петра в окружении кардиналов в первый день нового года («Рим. Кардиналы. Наброски», 1841) и провозглашающего о Воскресении Христа на Пасху («Рим. Пасхальные наброски», 1841). В обоих случаях предметом интереса графа служили одеяния и необыкновенные головные уборы священников.

Выставка организована при поддержке ПАО «Северсталь» и туристической компании TUI.

Главное изображение: Павел Строганов. Вынос святых даров и другие наброски. 1839-40. Бумага, акварель, графитный карандаш. 15.6 х 22.1. ГРМ.


Выставка «Павел Строганов. Итальянское путешествие»

Строгановский дворец Русского музея

Санкт-Петербург, Невский пр., 17

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх