12 марта в Центре современного искусства AZ/ART открылась выставка Анатолия Белкина «Буквальные связи». В экспозицию вошло более 70 живописных, графических и скульптурных работ художника из собраний Музея AZ и частных коллекций.
Выставка посвящена исследованию фигуры Белкина, насыщенному смыслами зазору между артистическим, поведенческим рисунком художника и одной из центральных тем его искусства — эрозией культурного слоя, фрагментацией памяти.
Анатолий Белкин — художник, культуртрегер, мистификатор, участник первых выставок неофициального искусства в Ленинграде 1970-х, основатель петербургских журналов «Собака.ru» и «Вещь.doc». Сегодня его работы хранятся в Эрмитаже, Русском музее, Городском музее Амстердама Стеделейк и других музеях мира.

С конца 1980-х персональные выставки художника проходили в галереях Нью-Йорка, Парижа, Лондона, Берлина, а в 2004 году выставка Белкина «Золото болот», грандиозный проект о вымышленной «болотной цивилизации», стала прорывом современного российского искусства в Эрмитаж. Однако в Москве за всю карьеру художника его выставка была лишь однажды — в 2006 году в Галерее «Триумф», где совместно с Эрмитажем снова показали проект «Золото болот».

Спустя почти 20 лет на второй своей московской выставке «Буквальные связи» Белкин предстал перед зрителем не только как мастер визуальной игры и мистификации, но и как исследователь истории, фиксирующий ускользающие в прошлое смыслы и формы.
В экспозицию вошли графические листы из серии «Азбука», коллажи, бронзовая скульптура, живопись. Несколько работ художника, в том числе скульптура, посвященная Генри Дэвиду Торо, «Бронзовый век» и коллаж «Семь раз отмерь, один раз отрежь» о деликатном отношении к революционному искусству прошлого, впервые представлены публике.
Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и ЦСИ AZ/ART
«Я думаю, что многие со мной согласятся: Анатолий Белкин — фигура легендарная для Петербурга, в двух словах о нем не скажешь. Чтобы объяснить феномен Белкина, надо вспомнить многое — например, его квартиру-мастерскую, увешанную не только его произведениями, но в большей степени работами тех художников, с кем он дружил и кого ценил. Кто только не побывал у него дома — жаль, нет книги учета гостей!
Надо вспомнить и основанный им журнал «Собака», главным редактором которого Анатолий был с 1999 по 2005 год. А также серию телепередач «Повести Белкина» о русском искусстве. Мне Анатолий Белкин представляется связующим звеном между ленинградским нонконформизмом и художниками Новой Академии.
Будучи еще совсем молодым художником, он участвовал в «газаневщине», то есть в выставках неофициального искусства в ДК «Невский» и ДК «Газа» в 1975 и 1976 годах. Из последнего — выставка одной картины в Эрмитаже в 2023 году под названием «Высокая вода». Одной картины! В Эрмитаже! Я не могла даже представить, как это можно сделать, но пришла, увидела — и была потрясена. Мне бы очень хотелось, чтобы Анатолия Белкина оценили и полюбили в Москве так же, как его любят в Петербурге.
Для этого — наша выставка «Буквальные связи» в музейном пространстве AZ/ART на Маросейке, сериал «Время непохожих» с Анатолием Белкиным и Александром Боровским в главных ролях и фильм «Высокая вода» о художнике и Петербурге, который будет представлен публике в 2025 году».
Архитектура экспозиции, созданная бюро PSCulture и Юлией Наполовой, подчеркнула исследовательский и аналитический характер проекта: пространство выставки с диагональными коридорами, выступами и нишами напоминает музейные стенды и контейнеры для хранения ценных артефактов, позволяя по-новому взглянуть на творчество Белкина.

Экспозиция «Буквальных связей» разделена на несколько тематических блоков, каждый из которых являет собой вид сохранения исторической памяти и передачи культурного кода: «Письменность», «Архитектура», «Вещи и персонажи» и «Альбом».
Раздел «Письменность» включил работы, посвященные языковым трудностям: обрывочности речи, нечитаемости, плохой сохранности, утрате языка и непонятности содержания. В него также вошла серия графики Белкина «Азбука» — 33 страницы букваря, превращенные художником в пространство личных ассоциаций.

«Архитектура» отразил интерес Белкина к ордеру и порядку, а точнее — к их разрушению и нарушению. В этом разделе собраны руины и «обломки», к которым петербуржец не мог остаться равнодушным.
В блоке «Вещи и персонажи» представлены коллажи Белкина из предметов материальной культуры — обрывков ткани, книг рецептов, щепок и других, казалось бы, бытовых мелочей. Художник словно вылавливает их из потока времени и размещает на холстах.
Блок «Альбом» посвящен старым фотографиям, пережившим свое время и лишившимся привязки к месту, но сохраняющим связь с прошлым. Завершает экспозицию архивно-библиотечный раздел, где посетители могут ознакомиться с книгами, интервью и публикациями об Анатолие Белкине и посмотреть его видеоинтервью.

Александр Дашевский, куратор выставки
«Фигура Анатолия Павловича Белкина кажется переменчивой и противоречивой: с одного ракурса он выглядит как виртуозный шоураннер, потрясающий социальный коммуникатор, одна из фигур, центрирующих петербургскую богему на протяжении полувека. С другого ракурса — художник, отзывчиво реагирующий на эрозию культурного пространства.
С третьего — неутомимый насмешливый сказочник, превращающий историю в истории, связывающий расползающийся мир нитями веселого нарратива, заполняющий зияющие пустоты и места утрат эхом своих бодрых словесных эскапад. Эта выставка — попытка показать напряженные, продуманные и логичные связи между субличностями Белкина, разобраться в устройстве его художественного языка».
В рамках проекта пройдет цикл встреч, посвященных livre d’artiste («книга художника»), одному из редчайших направлений в искусстве. Гостями станут коллекционер и основатель Клуба livre d’artiste Борис Фридман, а также современные художники, развивающие этот жанр. Участники обсудят историю направления, связанную с именами Пикассо, Дали, Шагала и других мастеров, и покажут издания, созданные Клубом за последние три года.

Художники расскажут об особенностях работы в этом жанре и познакомят зрителей с техниками создания офортов и литографий. Также запланированы экскурсии, авторские программы для детей и подростков, издание буклета-путеводителя и выпуск сувенирной продукции.
Создатели проекта
- Генеральный директор Музея AZ и Центра современного искусства AZ/ART Наталия Опалева
- Куратор Александр Дашевский
- Архитектура выставки Бюро PSCulture и Юлия Наполова
Выставка Анатолия Белкина «Буквальные связи»
Дата проведения: 12 марта 2025 — 11 мая 2025
Вход на выставку платный, стоимость полного билета 400 рублей. Цена льготного билета 200 рублей. По понедельникам вход в музей бесплатный для всех посетителей. Возрастной ценз 12+.
Главное изображение: Выставка Анатолия Белкина «Буквальные связи» в AZ/ART. Фотограф Василий Буланов.
Центр современного искусства AZ/ART
Москва, Маросейка ул., 11/4 с.1
azart.moscow
Свежие комментарии