Музей современного искусства Эрарта представляет выставку «Откровения души». В экспозиции будут представлены работы Ники Клёцки, Максима Демина, Каролины Гартавер-Сас, Екатерины Беляковой, Олеси Выборновой, Александра Провоторова, Николая Рындина, Антона Беликова, Кирилла Ведерникова, Сергея Некрасова, Софьи Игошиной, Петра Добаева и Филиппа Гусева.
Наряду с философией, наукой и религией искусство является одной из высших форм духовной деятельности человека. Объединяет эти четыре формы, несмотря на все различия, одно — стремление трансцендироваться от чистой материальности через восхождение к умопостигаемому миру. Философия и наука достигают этого перехода путем формирования понятий и выявления закономерностей. Постижение сущности явлений здесь происходит за счет абстрагирования от случайных свойств предметного мира. Религия же стремится выйти за ограничения разума — найти в откровении то, что недоступно умозрению, и приблизиться к таинственной сущности мироздания иным, мистико-интуитивным путем.
Искусство, в особенности изобразительное, является особенным видом духовного поиска: оно воздействует на органы чувств, следовательно, по природе своей не свободно от физического мира. Но при этом подлинное искусство заставляет дух отрешиться от предметности. Эту мысль хорошо выразил Гегель: он считал искусство познанием через особенное — такое единичное, через которое проявляет себя всеобщее. Так, посредством чувств искусство позволяет человеку преодолеть чувственность — поэтому оно, одновременно принадлежа двум мирам, наилучшим образом выражает дуальную природу человека, существующего в физическом мире, но вечно стремящегося в мир метафизический.
Эта двойственность с древнейших времен заставляла мыслителей размышлять о роли художника, ведь сущность творца так же двойственна, как и его творчество. С одной стороны, художник понимался как медиум, призванный высшими силами, а с другой — как свободный человек, проявляющий через творчество свою неотмирную сущность.
Потому в эстетике романтизма и в русской религиозной философии, например у Николая Бердяева, творчество понималось как особый дар, позволяющий человеку прикоснуться к высшему, трансцендентному миру. Романтики полагали гармонию и добро врожденными человеческими инстинктами, которые проявляют себя посредством возвышающего жизнь искусства. Человек, одаренный инстинктом гармонии и расположенный к благу, при помощи воображения способен прикоснуться к далекому прошлому, овладеть настоящим и стать творцом собственного будущего.
Выставка «Откровения души» посвящена современному религиозному искусству. С должным почтением к многовековому наследию мировой культуры каждый из тринадцати авторов знакомит зрителя со своим пониманием христианского мироощущения.
Об авторах выставки «Откровения души»
Стрит-арт-художница Ника Клёцки следует древнейшим традициям, берущим свое начало от раннехристианских фресок в катакомбах или граффити паломников. Работы Ники можно встретить в самых неожиданных местах: от заброшенного НИИ до территории прихода в самом сердце Москвы. Филипп Гусев — соавтор одного из ее произведений.
Екатерина Белякова подчеркивает, что полная чудес житийная литература может послужить идеальным сюжетом для анимации. Ее графический цикл — кадры фильма, посвященного авантюрному образу эфиопского разбойника, переосмыслившего свой жизненный путь.
Популяризатор живописи и просветитель Николай Рындин создал серию концептуальных объектов. Смиренно отложив кисти и тем самым отказавшись от своей привычной роли, художник воссоздал узнаваемую иконографию светом.
Идейный вдохновитель выставки «После иконы» Антон Беликов в 2016 году создал серию урбан-фресок с евангельскими мотивами в руинированной школе недалеко от Горловки. На выставке представлена видеодокументация проекта.
Работающий во Владимире художник и реставратор Кирилл Ведерников написал монументальную работу, обратившись к одному из самых пронзительных в мировом искусстве сюжетов — оплакиванию Богоматерью Христа.
Каролина Гартавер-Сас приглашает в свои работы полевые травы и растения, создавая завораживающие декоративные эффекты. Будучи знатоком и любителем Раннего Возрождения, она находит точные гармонические созвучия между природой и миром символов.
Скульптор София Игошина обращается к знаменитому культурному тексту — фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, — размышляя о ее композиционной целостности и психологической глубине.
Иконописец Максим Демин, которому не чужда современная электронная музыка, в своей работе придает эмоциональную составляющую литургии. Лица певчих на клиросе, как правило, не видны прихожанам: лишь свет и звук говорят о том, что происходит таинство.
Олеся Выборнова занимается иконописью и монументальной живописью. В представленной на выставке картине художница погружает зрителя в скорбный сюжет, прибегая к предельно лаконичным средствам — ритму и контрасту.
Сергей Некрасов работает с разными жанрами и видами искусства. Его планшетная скульптура более всего напоминает витражный рисунок или иконописную прорись. За счет игры теней и линий его плоскостные работы разворачиваются в воздушно-пространственную композицию.
Основным источником вдохновения Александра Провоторова — и вместе с тем сферой его профессиональных интересов — является православная скульптура. За этим емким определением кроется целый мир: и деревянные пермские распятия, и сказочный бестиарий барельефов Дмитриевского собора во Владимире, и многое другое. Христианские мотивы в скульптуре не ограничиваются средневековыми соборами и работами Микеланджело.
Петр Дабаев также создает скульптуры для церкви. В его работе хорошо знакомые по иконописной традиции «горки» получили пространственное воплощение, но еще интереснее скульптор поступил с изображением тела блаженного Василия, который традиционно изображается нагим.
Выставка «Откровения души»
23 августа 2024 — 24 ноября 2024
Музей современного искусства Эрарта
Санкт-Петербург, 29-я линия В. О., 2
Т.+7 (812) 324-08-09
erarta.com
Свежие комментарии