На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

AntennaDaily

78 подписчиков

Свежие комментарии

  • YYYYYYY XXXXXXX
    Кругом айзерыНовый ресторан Эм...
  • катя Подвойская (-)
    этому мастеру в психушке место, а не кафе разрисовывать всякой херн.......... Это он что так видит русский мир???????...На улице Белинско...
  • lady lyudmila
    Вот пусть там и развивается.Эмин Агаларов при...

Про петербургские общественные кареты

С весны 1847 года в Петербурге стали ходить общественные кареты. Событие это имело большой успех и у публики, и у предпринимателей. Кареты были рассчитаны на 10-15 человек, в них впрягали 2 или 4 лошади. Проезд стоил 10 копеек в один конец. Экзотики добавляла раскраска — кареты каждого маршрута окрашивались в определенный цвет или цвета.


Первыми весной 1847 года появились кареты Невского проспекта, которые шли из-за Знаменского моста (через Лиговский канал около Знаменской церкви), по всему Невскому проспекту, через Адмиралтейскую площадь, Исаакиевский мост, мимо 1-го Кадетского корпуса, по Кадетской линии до Тучкова моста.

Первыми весной 1847 года появились кареты Невского проспекта

Едва ли не каждый год изменялось количество маршрутов, несколько менялось направление некоторых из них (в том числе из-за времени года).

Интересно проследить маршруты общественных карет, заявленные на 1850 год в справочнике Н.И. Цылова «Городской указатель или адресная книга присутственных мест, учебных заведений, врачей, художников и разных предметов торговой и ремесленной производительности на 1850 год» (СПб., 1849), с тем, что мы видим на плане, выпущенном в том же 1850 году. На нем маршруты обозначены цветными линиями, что значительно упрощает задачу. Но встречаются расхождения в маршрутах и в названном цвете карет и линий, которыми обозначены их маршруты, что связано, видимо, с тем, что описание было подготовлено в 1849 году, а к 1850 году произошли изменения, которые оказались неучтенными. Но таких расхождений очень немного. Вот, что следует из справочника.

— Красные кареты (Адлерберга и Ко) были предназначены для подвоза пассажиров к станции Царскосельской железной дороги. Вероятно, в 1849 году они отправлялись от полицейской «будки у Введения», то есть у Введенской церкви на Петербургской стороне, и шли через Тучков мост на Васильевский остров. Но на плане точкой отправления их показана площадь перед Тучковым мостом со стороны В.О. Оттуда кареты шли по Кадетской линии, через Исаакиевский мост, через Адмиралтейскую площадь, далее по Гороховой и сворачивали на Загородный Московский проспект (нынешний Загородный) к станции. Конец пути обозначен на плане красно-белым флажком, а маршрут красно-коричневой линией.

— Зеленые кареты Атрыганьева ходили от дома содержателя в 9 роте Измайловского полка. Начало маршрута, как и следующего показано на Загородном проспекте (это не современный Загородный, а участок нынешнего Лермонтовского проспекта от Фонтанки до Обводного). Маршрут показан зеленой линией, был очень витееват и приводил в конце концов к Гагаринской пристани (там, где Гагаринская улица выходит к Неве).

— Коричневые с белыми полосами кареты (Голенищева-Кутузова), путь которых показан бледно-голубой, почти белой линией, ходили от дома содержателя на углу того же Загородного и Ново-Измайловского (нынешний Рижский, место современной гостиницы «Азимут») проспектов по Троицкому, по Измайловскому и Вознесенскому проспектам, через Исаакиевский мост, по Большому проспекту до 13 линии. А когда мосты были сняты, ходили от Аларчина моста по Екатерингофскому (Римского-Корсакова), по Садовой, Невскому, до Знаменья.

— Желтые кареты (Комовского), путь которых обозначен желтой линией, ходили от Преображенского собора в Литейной части, по Пантелеймоновскому переулку, по Моховой, через Симеоновский мост, по Караванной, по Невскому, по Большой Мещанской (Казанской), по Офицерской, мимо Большого театра до Никольского собора.

— Синие кареты (Кузьмина) ходили от Бассейна (которым заканчивался Лиговский канал) по Бассейной, Симеоновскому переулку, мимо Михайловского манежа, по Невскому, Садовой до Покровской церкви (от 8 часов утра до 9 пополудни). Маршрут обозначен темно-синей линией.

— Темно-зеленые кареты (Лемана) ходили от Калинкина моста, по Екатерингофскому и Английскому проспектам, по Торговой улице (Союза печатников), по Театральной площади, через Поцелуев мост, по Большой Морской, через арку по Дворцовой площади, по Большой Миллионной до Аптекарского переулка. В летнее время с большой Миллионной по Мраморному переулку выезжали на Троицкий мост и следовали до Александровского парка. Путь отмечен невнятной красноватой линией, но флажок и кружок на конечных пунктах красно-зеленые (вспоминаются огни трамвая № 3).

— Коричневые Невские кареты (Шлиппенбаха), путь которых обозначен темно-коричневой линией, отходили от 2 Рождественской улицы, путь их на карте показан вдоль всего Невского проспекта, а конечная остановка в начале Английской набережной. Справочник же на 1850 год утверждает, что они шли далее через Исаакиевский мост, по 1 линии, через Тучков мост, до Большого проспекта П.С.

Напомню, что год от года маршруты несколько варьировались, как и некоторые атрибуты, в том числе окраска карет. На следующий год кареты Шлиппенбаха, например, названы малиновыми (вот красота-то была в пасмурный день), а кареты Адлерберга не красными, а белыми.

Автор: Наталия Цендровская

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх