На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

AntennaDaily

73 подписчика

Свежие комментарии

  • Боцман
    А про легушатину забыли?Секретная француз...
  • Traveller
    Пидоры в подстреленных штанишках.STRELLSON предста...
  • Людмила Абрамова
    дай бог что бы предатели артисты помогающие хохлам на канал не прониклиКто из звёзд буде...

Путеводитель по Калининграду

Стоит сразу избавиться от штампов «самого европейского» города России. Сегодняшний Калининград — это не Европа, да и не Россия. Это Прибалтика, куда стоит отправиться на выходные, а лучше на неделю.

В Калининград можно прилететь на выходные — погулять по городу, посидеть в местных ресторанах и увезти домой янтарь и марципаны. А можно приехать в Калининградскую область на неделю — поехать на Куршскую косу и объехать старые немецкие городки на побережье и рядом с литовско-польской границы.

Перелет из Петербурга или Москвы до аэропорта имени Елизаветы Петровны (теперь аэропорт Храброво носит такое название) занимает чуть больше часа. Дорога в город еще минут двадцать — и вы на месте.

За последние годы Калининград сильно изменился: появились хорошие отели, рестораны и инфраструктура. Но главное — это genius loci города. Его дух и атмосфера.

От Германии в Калининграде осталась городская планировка и отдельные куски застройки старого Кенигсберга. Это настоящая архитектурная энциклопедия, составленная из цитат разных эпох и культур.

Исторического центра, привычного для Европейского города, здесь уже нет — королевский замок был полностью разрушен. Остался Кафедральный собор, да здание Биржи.

А вот старый город есть — он остался в виде разбросанных по другим районам старинных немецких улочек, кирх, кварталов и целых районов. Но здесь не будет единого стиля.

Город, как и многие города, построен по градостроительной сетке, т.н. «гипподамову плану». Таким же образом был построен и Санкт-Петербург — первый город России, построенный с нуля по заранее разработанному плану. Кстати, по одной из легенд идея строительства Петербурга пришла Петру I именно в Кенигсберге (об этом писал Алексей Толстой в романе «Петр Великий»).

Сегодня тут можно найти баухаус в здании бывшего Северного Вокзала, целые районы восточнопрусского югендстиля в Амалиенау и Марауненхофа, итальянский неоренессанс в здании кенигсбергской биржи и конечно кирпичную готику Кафедрального собора.

Зеленоградск

Если лето в Калининграде застало вас врасплох, то нужно срочно менять планы и отправляться на Балтийское побережье.

Старый королевский курорт в 30 км от Калининграда, который практически не пострадал во время войны и сохранил свою застройку.

Первое ощущение, когда выходишь на пляж — ты на черноморском курорте — насколько хватает взгляда, везде тела загорающих и купающихся отдыхающих. Кажется, весь Калининград здесь.

В Зеленоградске протяженный песчаный пляж на пологих склонах дюн, протяженный променад, 150-ти метровый пирс и относительно мелкое море.

Для любителей комфорта есть спа с бассейнами, джакузи, шезлонгами и раздевалками.

Куршская коса

Куршская коса уникальное место на побережье Балтики — узкая полоска суши длиной в 98 км и шириной от 400 метров до 3,8 км, поделенная между Литвой и Россией. Изначально ее называли Нестланд (страна гнезд), а сегодняшнее название связано с куршами — западнобалтской народностью, проживавшей здесь уединенно.

С одной стороны узкой косы неглубокий тихий залив, с другой волны Балтийского моря. На этой совершенно особенной полоске суши, покрытой песчаными дюнами и лесом, встречаются дикие животные и редкие виды птиц.

Особенной красоты ландшафты косы восхитительны. Смотришь на огромные «блуждающие» отвесные дюны из тонкого золотого песка, обращенные от моря к заливу, и дух у меня захватывает. В высоту дюны достигают семидесяти метров, и в ветреный день на самом их гребне взвивающиеся в воздух песчинки колют кожу словно тонкие иглы.
А внизу море, расцвеченное разными оттенками синего, куда так приятно сбежать с дюн, сбросив по пути одежду, и нырнуть с головой в набегающие барашки волн.

Песчаные дюны, живописно наплывающие друг на друга, сменяются зелеными холмами. Тут же сосновые леса пропитанные эфирными маслами с покрытыми цветами и мхами лужайками. И безумный «танцующий лес» с искривленными от непонятной силы стволами и полным отсутствием жизни — даже птицы здесь не поют.
Деревянные мостки для прогулок и рыбные ресторанчики с коптильнями, предлагающие гостям рыбу сегодняшнего улова: балтийского лосося, пеламиду, корюшку, финту, сарган и жирного угря. Все в местных деревушках пропахло рыбой, которую веками вялили перед домом или потрошили и коптили на берегу.

Местная кухня

Главный гастрономический специалитет Калининграда — это рыба. В Балтийском море, заливах и реках ее водится великое множество: плотный балтийский лосось, пеламида (сестра знакомой нам скумбрии), корюшка, шпрот, финта (разновидность селедки), сарган (длинная рыба-игла с головой птеродактиля и зелеными костями) и угорь.

В любом местном ресторане можно найти главный хит — строганину из пеламиды, которую подают с уксусом или соевым соусом, ломтиками лука и черным хлебом. В сочетании с местным пивом — это просто идеальная закуска. Будете в Рыбной деревне, зайдите в бар Верфь — выпить пива и полюбоваться Кафедральным собором.

Но, куда интереснее настоящий деликатес — балтийский угорь горячего копчения (холодное копчение здесь не распространено). Его надо есть в ресторанах при коптильнях на Куршской косе. Один из наиболее аутентичных, куда ходят сами местные жители — это рыбный дом Fischhoff. Хозяка живет на втором этаже, а на первом располагается лавка с рыбой и небольшой ресторанчик на 10 столов, которые надо бронировать заранее.


Что касается городских ресторанов, то выбор рыбы здесь не столь велик и чаще ограничивается пеламидой или скумбрией. В ресторане DA из скумбрии делают и пасту, и строганину, и подают в копченом виде.

Мясной специалитет Калининграда — знаменитые кёнигсберские клопсы — тефтели (они из мяса, хотя встречается и рыбный вариант), политые соусом из каперсов и гарниром из картофельного пюре.

Сейчас лето и во всех местных ресторанах можно попробовать литовский борщ. На самом деле — это знакомый нам свекольник, который здесь готовят на кефире с яйцом и подают с дольками жареного картофеля.

Ну, а на сладкое марципаны, известные здесь с 16-го века! Классический кёнигсбергский марципан отличается от собратьев тем, что здесь их опаливают на верхнем огне и они покрываются золотистой корочкой. Главный местный бренд — Поматти. Братья итальянцы открыли здесь свою марципановую фабрику еще в 1809 году. Будете в районе Амалиенау зайдите в маленькое кафе Gustav Grossmann, где воссоздали аимосферу старого немецкого кафе — антикварная мебель, артефакты немецкой эпохи и хороший выбор марципанов.

Путешествие по старым немецким городам

Направление юга интересно максимально сохранившейся средневековой застройкой, кирхами и инженерными сооружениями.

В поселке Зеленополье находятся руины Борхерсдорфской кирхи, которая была возведена в 1718 году по приказу короля Фридриха Вильгельма I. За образец была взята кирха Dorfkirche, расположенная в пригороде Берлина – Вустерхаузене. Само здание достаточно простое. Интересно панно на сохранившейся стене. Первая мировая война унесла множество жизней прихожан и спустя два года после ее окончания, жители поселка на восточной стене установили мемориальную плиту с фамилиями павших земляков и названиями населенных пунктов церковного прихода. На памятнике имелась надпись «ES STARBEN FUR IHR VATERLAND IM WELTKRIEGE 1914-1918» («Они погибли за своё Отечество в великой войне 1914-1918»). Над плитой располагалось уникальное мозаичное панно, выполненное в технике смальты и чудом сохранившееся до наших дней. Панно изображает крестьянина-сеятеля, засевающего поля сражений. Из земли, в которой покоятся немецкие воины в стальных касках, прорывается молодой росток, олицетворяющий начавшуюся мирную жизнь после окончания войны. За основу изображения была взята Евангельская притча о сеятеле.

В поселке Удерванген (ныне Чехово) находится немецкая мельница 1916 года постройки авторства Макса Шёнвальда. Внушительное мрачное здание, которое неожиданно появляется за поворотом дороги.

В Домнау находится кирха 1400 года постройки. Простое здание без хоров с контрфорсами на гранитном основании, выше которого кирпичная готическая кладка. С западной стороны — трехэтажная башня, в ней стрельчатый, обрамленный гранитными камнями вход-портал.

Чуть дальше в Домнау (ныне Домново) бывшая мельница Густава Шервитц, построенная перед самой войной в 1938 году.

Лучше всего сохранилась одна из старейших кирх области в Правдинске (бывший Фриланд) — ее построили в 1360-1380 гг. Сейчас здание передали РПЦ, его отремонтировали и можно забраться на колокольню.

Еще одно сооружение, куда надо заехать в Правдинске — это ГЭС авторства Ларса. Строительство ее началось в 1920-е годы, а введена в эксплуатацию она была в 1926 году. Работает и сегодня — скоро 100-летие отметит.

Приходская кирха в Алленау была построена в начале XV века. Основателем кирхи считается великий магистр Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Фундамент боковых стен и башни сложен из валунов, которые сохранились с 1400-х годов. Подвалы под ризницей датировались началом XVI века, алтарь — концом XVII.

Но самое интересное и цельное поселение — это Гердауэн (сейчас Железнодорожный) — всего в нескольких километрах от польской границы. Здесь и сейчас можно найти застройку 14-го века, а сам центр постепенно приводят в порядок. В 1909 году в Гердауэне была построена замковая мельница — рядом с которой сейчас есть единственный в городе ресторанчик — здесь можно попробовать домашнюю кухню, а потом прогуляться на замковый холм, где сохранились ворота и отдельные постройки.

Янтарный

Когда выходишь на пляж в поселке Янтарный, то понимаешь, что это место и есть воплощение моря — чистое и светлое как прозрачный янтарь. Белый мелкий песок широкого пляжа, простирающегося на километры, и синее бурное Балтийское море, меняющее в лучах северного солнца свои оттенки в считанные минуты.

Пляж здесь получил «голубой флаг», а значит чувства меня не обманывают — тут действительно лучшее место на побережье.

Вдоль берега идет деревянный променад, который то скрывается за высокую дюну, то проходит над морскими лагунами и зарослями осоки с уточками и лебедями, то вновь выходит на продуваемый всеми ветрами пляж.

А заканчивается он у памятника в виде переплетенных рук с выбитыми на них номерами, а чуть выше забетонированные входы в шахту «Анна». Здесь в конце января 1945 года расстреляли свыше двух тысяч евреев.


А еще Янтарный, который раньше назывался Пальмникен, что означает пустошь — это про янтарь. Уже в средневековье здесь добывали солнечный камень — сначала вручную, а с конца 19-го века промышленным способом. Тогда фирма «Штанцин унд Беккер» стала развивать поселок — возник рабочий городок, роскошный дом Беккера с садом, кирха и первая шахта. Янтарь здесь добывают и по сей день.

Светлогорск

Приморский буржуазный Раушен (сейчас его называют Светлогорск) существует с 13-го века.

С 19-го века он стал курортом, тут начали строиться уютные виллы и пансионаты, и вскоре подводы с мешками зерна стали теряться среди экипажей с курортникам, баулами и жёнами в воздушных шляпках.

Сегодня здесь все так же как и сто лет назад. Виллы утопают в зелени, дают органные концерты, отдыхающие принимают процедуры в местных грязелечебницах, гуляют по городу и сидят в прибрежных ресторанчиках. А внизу шумит море и ветер своими порывами сносит шляпки с барышень…

История города

История Кенигсберга-Калининграда знала свои взлеты и падения. Золотая эпоха города пришлась на начало 20-го века. Тогда город был одним из мегаполисов на Балтике с населением почти 400 000 человек. В городе была развитая линия трамваев, в центре стоял мощный замок а жители сидели в кафе на узких мощенных улочках. Чем-то похожий на Стокгольм-Хельсинки-Ригу-Петербург город.

Как и кто жил в городе, которого больше нет, можно увидеть в двух музеях Калининграда.

В Altes Haus на примере воссозданной квартиры купца Густава Гроссманна можно увидеть быт кенигсберца во всех деталях — от того как курили трубки и писали письма, до кухонной утвари, устройства ванны и спальни. Рядом с 80 метровой квартирой, там где раньше была лавка Gustav Grossmann, теперь работает кафе его имени — также своеобразный музей эпохи и ее быта. Заходите, расположитесь на старом кожаном диване и закажите себе чашку кофе с кенигсбергским марципаном на фарфоровом блюдечке.

Другой свидетель эпохи — это музей Фридландские ворота, где также скрупулезно собраны артефакты первой половины прошлого века. Как работали магазины и мастерские, что показывали в кино и кто был настоящими звездами, что ели и как отдыхали. В конце посмотрите фильм, где собраны фотографии Кенигсберга той эпохи — города, которого больше нет.

Автор текста и фото: Станислав Смирнов

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх