На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

AntennaDaily

80 подписчиков

Свежие комментарии

  • Ольга Виноградова (Маркова)
    Одна и та же модель в разных цветах. Больше похоже на фотосессию.Цвет и нежность –...
  • YYYYYYY XXXXXXX
    Кругом айзерыНовый ресторан Эм...
  • катя Подвойская (-)
    этому мастеру в психушке место, а не кафе разрисовывать всякой херн.......... Это он что так видит русский мир???????...На улице Белинско...

Егор Томский: «Новый русский стиль наконец стал близок широкой аудитории»

Сегодня русская культура переживает переосмысление: от фольклора и народных орнаментов до смелых сочетаний с киберпанком и современным дизайном. В играх, анимации и digital-среде все чаще появляются проекты, вдохновленные русскими сказками, эстетикой XIX века и самобытными образами. Но как найти баланс между аутентичностью и стилизацией?

Какие технологии помогают в создании нового русского стиля?

Генеральный директор и основатель WATT Studio Егор Томский в интервью Antenna Daily рассказал, как западные студии видят русскую культуру, почему сейчас важно переосмыслять традиции и какую роль в этом играют игровые движки и нейросети.

Сейчас в индустрии все чаще обращаются к русским сказкам, фольклору, старой эстетике. Почему, как вам кажется, начался этот тренд?

Действительно, в последнее время «‎новый русский стиль» стал очень популярным и востребованным. Это заметно во всем — от айдентики кафе, ресторанов и магазинов до дизайнерских шрифтов и визуальной стилистики, вдохновленной старославянской эстетикой или XIX веком. Например, у молодежи появился хипстерский журнал «Петрополь», который подробно рассказывает о жизни и модных тенденциях конца XIX — начала XX века.

Трендом это стало, потому что долгое время русская стилистика либо подавалась слишком глубокомысленно, чрезмерно вычурно и даже безвкусно, либо, наоборот, исключительно в премиальном, «лакшери»-исполнении. Сейчас наконец-то найден баланс — «новый русский дизайн» стал понятным и доступным широкой аудитории.

Кроме того, тренд связан с интересом к здравому патриотизму. В условиях санкций и глобального давления мы все чаще обращаемся к своим культурным корням, чтобы показать, что у нас есть своя мощная, самобытная эстетика.

Мы в работе постоянно сталкиваемся с этим запросом. Сейчас, например, разрабатываем игру «Царевна» в современной русской стилистике.

Есть и другие проекты, переосмысляющие национальную айдентику, например, игра с Василисой и Бабой Ягой. Даже мемные проекты вроде «Русы против ящеров» в каком-то смысле тоже участвуют в этом переосмыслении, пусть и в ироничном ключе.

Где граница между аутентичным русским стилем и просто стилизацией? Как избежать эффекта «туристического магнитика»?

Это очень хороший и сложный вопрос. Все дело в гармонии и правильной интерпретации культурного кода. Магнитик сделать легко — он должен быть ярким, узнаваемым и не требует глубокого понимания культуры. В него не вкладывают смыслы — главное, чтобы выглядело «по-русски».

Аутентичный стиль — это другое. Для него нужны подробные визуальные исследования: зачем нужен этот код, какие смыслы вкладывались в узоры, как раньше интерпретировались образы. Чем глубже анализ, тем качественнее итог.

Сам дизайн и стиль — кропотливая работа с множеством итераций, поиском решений, смешением современности и древности. Уважительное отношение к культуре — основа, а хорошая насмотренность и крепкая рука — ключ к современному дизайну.

Вы работали и с российскими, и с зарубежными командами. Как западные студии видят русскую культуру?

Безусловно, их взгляд сильно отличается, потому что у иностранных специалистов другой бэкграунд. Они по-другому воспринимают наши советские фильмы и мультфильмы, в которых заложено много исконно русского кода.

Зарубежные студии в основном опираются на яркие и понятные образы — балерину, хохлому, матрешку. И это нормально. У нас ведь тоже есть стереотипный образ, например, Франции — Эйфелева башня, лягушки и багеты. Но о Родене или других знаменитых французских деятелях мало кто вспомнит.

Важно, что этот внешний взгляд в целом существует. Балерина, например, может стать той самой отправной точкой, которая пробудит интерес к русской культуре за границей. В свое время Дягилеву с его балетом это удалось — и мы будем продолжать традиции предков.

Русские мотивы все чаще сочетают с разными жанрами — от киберпанка до фэнтези. Какие из них лучше всего передают русскую атмосферу?

Современный дизайн и стиль построены на контрасте. Мы носим костюмы с кедами или красим волосы в яркий цвет — и это работает. Русский киберпанк — отличный пример такого контраста, где сходятся, казалось бы, несовместимые вещи. На этом контрасте рождаются искры, которые мы все так любим. И в этом смысле любой жанр может вписать в себя русские мотивы. Например, богатырша в фэнтезийном мире — отличное сочетание, как и магия, вдохновленная балетом. Главное — чувствовать баланс и работать с культурным кодом уважительно.

Игры — мощный инструмент для передачи культурных кодов. Как выразить русскую идентичность через геймплей, механику и арт?

Русскую идентичность можно передать через глубокую проработку культурного кода — от визуального стиля до механик. Это не просто использование народных орнаментов или персонажей из фольклора, а их органичное вплетение в игру. Важно, чтобы они не выглядели случайными вставками, а работали на общую атмосферу.

Мы уже обсудили, что арт может опираться на традиционное искусство, народное творчество, эстетику XIX–XX веков. Визуально сделать игру «русской» проще, чем через механику, ведь сама игровая индустрия зарождалась на Западе, и у нас не сформировалось чего-то вроде «русской игровой механики». Конечно, существуют популярные у нас игры и виды спорта, но назвать их сугубо русскими сложно — даже хоккей разделяют Канада и США.

Зато можно работать с нарративом, создавая образы, связанные с русской идентичностью, и добавлять в них понятные механики. Символы вроде медведя, балерины или богатырей могут проявляться не только в графике, но и через поведение персонажей, анимации, логику взаимодействий. Создание уникальных механик — вызов для российских разработчиков.

У Японии получилось создать Japan RPG, США ассоциируются с шутерами и GTA. В XIX веке русская литература нашла свою уникальность и стала всемирно известной — Достоевского и Толстого знают повсюду. Надеюсь, что и в игровой индустрии появятся свои «Достоевские» и «Толстые», которые помогут продвигать наш культурный код через игры.

Есть ли проекты последних лет — игры, анимация, кино — где круто поработали с русской культурой?

Некоторые игры, анимационные проекты и фильмы особенно выделяются тем, как они работают с русской культурой, находя свежие идеи в дизайне, сценарии и механиках.

Например, «Смута» предлагает оригинальный взгляд на исторический период Смутного времени, создавая необычный сеттинг и глубокое погружение в русскую историю. «Черная книга» от студии «Мортешка» впечатляет уникальной механикой карточных битв и глубоким исследованием фольклора.

«Василиса и Баба Яга» переосмысляет традиционные сказки, придавая им новое визуальное оформление и неожиданные сюжетные ходы. «Сказки Старой Руси» привлекают самобытным визуальным стилем, оригинальной интерпретацией мифологии и запоминающимися персонажами. А в игре «День Ханны» удачно встроены элементы абстракционизма в духе Малевича, Родченко и Кандинского, что делает ее эстетически уникальной.

В анимации тоже есть примеры удачного соединения русской культуры и современных тенденций. «Киберслав» смело сочетает киберпанк с древнерусской эстетикой, предлагая нестандартный визуальный стиль. «Руслан и Людмила» (2024, Матвей Лашко) представляет классический сюжет Пушкина в современной графике. А мультфильмы Александра Петрова, выполненные в уникальной технике рисования маслом по стеклу, бережно переосмысливают русскую литературную классику.

В кино выделяются проекты с самобытной атмосферой и вниманием к деталям. «Злой Город» предлагает необычный взгляд на русские мифы, создавая атмосферу загадочного и пугающего мира. «Дуэлянт» впечатляет визуальной проработкой эпохи и оригинальной трактовкой исторических событий. «Конек-Горбунок» переосмысливает классическую сказку, используя современные визуальные эффекты и яркий дизайн.

В каком из ваших проектов было сложнее всего найти баланс между творчеством и техническими ограничениями?

Наверное, самым сложным был один из наших последних крупных проектов — выставка «‎Россия» на ВДНХ. Мы создавали большое количество компьютерной графики для павильона «‎Первые» — около 400 роликов за очень ограниченный срок.

Мы столкнулись с множеством технических ограничений, связанных с голограммами, фиджитал-объектами, проекцией на стены, движущимися экранами и другими элементами. Кроме того, нужно было вложить большое количество механик, сценарных и нарративных смыслов. Но, кажется, мы отлично справились — в финале люди аплодировали. Спасибо всем, кто пригласил нас и помогал в разработке. Это был потрясающий опыт.

Какая технология за последние годы сильнее всего повлияла на вашу работу?

Главный технологический скачок — это, конечно, нейросети. Они радикально ускорили создание концепт-арта. Если раньше мы искали референсы в Pinterest, то теперь используем нейросети. Конечно, художник остается ключевым звеном — он уточняет и дорабатывает результат, но поиск образов теперь происходит гораздо быстрее.

Мы также начали использовать нейросети для создания 3D-болванок и прототипирования моделей, чтобы быстрее проверять гипотезы. Также нейросети помогают в написании текстов и организации работы, проверке ошибок и других задачах. Это действительно отличный инструмент, который улучшает и ускоряет разработку.

Какие молодые российские авторы или студии вам сейчас кажутся самыми интересными? За кем стоит следить?

Сейчас особенно интересны проекты, связанные с переосмыслением русской культуры. Например, выставка «Жили-Были» и ее комьюнити предлагают актуальный взгляд на национальное наследие, экспериментируя с нестандартными творческими решениями и объединяя авторов разных форматов. Сообщество «АртМиф» выпускает качественные артбуки, посвященные сказочным и мифологическим существам. В целом, индустрия развивается стремительно, и каждый день появляются новые имена. Поэтому важно следить за всем, что происходит, чтобы не упустить действительно яркие таланты.


 

Ссылка на первоисточник
наверх