Галерея pop/off/art представляет персональную выставку «Неоконструктивизм» Юрия Савельевича Злотникова – классика послевоенного неофициального искусства и пионера оттепельной абстракции. Одной из целей проекта является исследование изобразительного языка Юрия Злотникова параллельно с масштабной выставкой «Сигнальная система» в залах Государственной Третьяковской галереи. В фокусе внимания куратора поздний период художника (1980-1990-е годы). В экспозиции будет представлено около 20 произведений автора из пяти серий: «Неоконструктивизм», «Пространственная конструкция», «Ритмическая конструкция», «Полифоническая композиция» и «Абстракция».
По мнению искусствоведа Г. Ельшевской, творческий путь Злотникова делится на три этапа: «психофизиология», во время которого была создана «Сигнальная система» (1956-1962 года), «метафорика» (1960-е – конец 1980-х годов) и «мышление» (1980-е – 2010-е).
На последнем этапе и будет сконцентрирован проект «Неоконструктивизм». Разработав в середине XX века свою «сигнальную систему» – основные принципы воздействия искусства на зрителя – Юрий Злотников пользуется ей на протяжении всей своей карьеры. Однако, если во время «метафорического этапа», автор создает произведения, не лишенные ассоциаций или нарратива, то в конце столетия он вновь продолжает линию полностью беспредметного искусства и оказывается близок к лаконичности своего языка 1950-60-х годов.
Как следует из названий, в сериях «Неоконструктивизм», «Пространственная конструкция», «Ритмическая конструкция», «Полифоническая композиция» и «Абстракция» Юрий Злотников обращается к идеям авангарда и, в частности, конструктивизма. Однако он преобразовывает строгие геометрические формы в линии и пятна, в которых экспрессивность художественного жеста выражена больше. Их можно условно разделить на несколько видов: линии прямые и изогнутые, зигзаги, пунктиры, точки и крупные пятна.
Элементы объединяются в группы, иногда разделенные пространственными паузами, а иногда перетекающие из одной в другую. В связи с этим произведения больше напоминают живую пульсирующую структуру, нежели четкую схему. Вибрация работ усиливается и благодаря использованию контрастных оттенков. Несмотря на то, что в произведениях 1980-1990-х годов художник неизменно работает гуашью, темперой, акварелью и пастелью на бумаге, их следует относить к живописи, поскольку цвет занимает в них центральное место.
О художнике
Юрий Злотников(1930–2016) родился в Москве. С 1943 по 1950 учился в Московской средней художественной школе при Академии художеств СССР. В 1954 – 1956 работал в Большом театре в качестве стажера – декоратора, работал вместе с А.Тышлером, В. Рындиным. И. Рабиновичем. В середине 1950-х годов Юрий Злотников стал заниматься абстрактным искусством после посещения лекций по кибернетике и математике. Его интересы в ближайшем круге единомышленников разделяли художники В. Слепян и Б. Турецкий. В 1956–62 годах Злотников разрабатывал «Сигнальную систему» в изобразительном искусстве, в рамках которой происходит основательное сближение научной и художественной парадигм. С 1972 года – член Союза художников РСФСР. Награждён серебряной медалью Российской академии художеств (1998).
В 1990-2000 годы он продолжал свои пластические эксперименты, работал над сериями: «Пространственные конструкции», «Иерусалим», «Пространственная комбинаторика», «Полифония» и др. В это же время Злотников получил признание как ключевой художник своего поколения. Работы находятся в ключевых музеях как в России, так и за рубежом: Centre Pompidou (Франция), Jane Voorhees Zimmerli Art Museum at Rutgers University (США), Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (Москва), Государственном центре современного искусства (Москва), Московском музее современного искусства, Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), а также в крупных частных собраниях и фондах по всему миру. Участник множества групповых и персональных выставок. Скончался в 2016 в Москве.
Выставка «Неоконструктивизм»
24.04 — 22.06.2024
Главное изображение: Юрий Злотников. Неоконструктивизм. 70х100 см
pop/off/art
Москва, Большой Палашёвский пер., 9
popoffart.com
Свежие комментарии