Увенчанный высокой жилой башней дом классицистической архитектуры на углу Московского пр. и 5-й Красноармейской ул. (№ 37/1) служит архитектурной доминантой исторической части проспекта от Сенной пл. до Обводного канала.
Дом 37 построен в 1950 году по проекту архитекторов Каменского и Ашрапян на месте разрушенного во время Великой Отечественной войны дом.
Он украшен башенкой, создающей высотный акцент. Перед домом разбит сквер.Домом на этом месте в 1840-1880-х гг. владела вдова тайного советника сенатора Григория Ивановича Карташевского (1777-1840) Надежда Тимофеевна (урожденная Аксакова, сестра писателя С.Т. Аксакова).
Говоря о доме Карташевской на Царскосельском, приходится признать, что практически невозможно назвать его жителей: здесь обитали чиновники невысоких рангов, купцы, крестьяне…
После Карташевских домом на Царскосельском (с 1878 г. Забалканский) проспекте владели купец 2-й гильдии, торговец полотном Иван Федотович Иванов, приобретший домовладение по купчей от 5 июня 1880 г., а после его смерти в 1904 г. – его сын Алексей, продавший домовладение в 1909 г. по купчей от 21 октября действительному статскому советнику архитектору Николаю Всеволодовичу Дмитриеву, в 1910 г. приступившему к перестройке дома.
Н. В. Дмитриев владел домом до 1918 г.; после 1918 г. жил в Париже, где и скончался в 1938. По другим данным Николаай Всееволодович Дмиитриев умер в 1918 году.Похоронен на Новом кладбище Гатчины.
Архитектор Р. Б. Бернгард, обследовавший участок перед началом строительных работ, отметил: «На участке площадью 489 кв. сажен стоял угловой каменный трехэтажный дом на подвалах с таковыми же флигелями по обе стороны. Весь дом оштукатурен вгладь, со стороны улицы украшен карнизом с лепными медальонами, и частью окна третьего этажа украшены сандриками с лепной работою. Против третьего этажа имеется два чугунных балкона, и у первого этажа два зонтика на железных кронштейнах. Со стороны двора дом не оштукатурен. Дом занят торговыми заведениями, трактиром, лавками и жильцами при них состоящими. Каменный двухэтажный жилой флигель весь оштукатурен и украшен карнизом, а окна второго этажа со стороны улицы украшены сандриками, на окнах первого этажа – решетки. Внутри двора стоят каменные одноэтажные службы. Стоимость имущества 127 тысяч р.»
В 1910 г. владельцем Н. В. Дмитриевым перестроены все строения. На участке возвышается каменный семиэтажный угловой дом с таковым же поперечным флигелем, каменный четырехэтажный с мансардным этажом надворный флигель и одноэтажные службы.
Угловой дом занят торговыми помещениями и квартирами, а четыре верхних этажа – комнатами обыкновенной отделки.
После перестройки дома число сдаваемых внаем квартир возросло, и его население значительно увеличились.
Здесь находились один из кондитерских магазинов торгово-промышленной фирмы «Жорж Борман» потомственного почетного гражданина Георгия Григорьевича Бормана, ресторан купца Алексея Ивановича Иванова (полного тезки прежнего домовладельца), мясная торговля Абрама Михайловича Новикова, колбасная торговля Алексея Федоровича Фирсова, магазин аптекарских товаров Варвары Антоновны Хоботиной.
В 1920-х гг. здесь жили: гражданский инженер Михаил Петрович Горохов, Всеволод Федорович Полянский (закончил Институт инженеров путей сообщения императора Александра I. Строил в Поти, Владивостоке, Ленинграде). В доме находились Забалканская лечебница врачей-специалистов, лавка № 10 кооператива «Пролетарское знамя», Московско- Нарвский районный участковый комитет Союза рабочих химической промышленности.
Дом 37 отличает башенка «московского колорита». По другую сторону проспекта — сад «Олимпия», построенный в то же время по проекту того же Каменского с похожей символикой.
Предполагалось, что Клинский проспект будет соединен с улицей Марата путепроводом или тоннелем и превратится в дублера Загородного проспекта, а Клинская площадь будет эффектно отмечать соединение Клинского проспекта с Московским.
Свежие комментарии